Логин
Пароль
запомнить меня
Забыли пароль Регистрация
Корзина
Ваша корзина пуста.
Главная О нас Акции Помощь (FAQ) Онлайн Бронирование Как оплатить Авиабилеты Форум и община Контакты
Поиск отеля
Выберите город:

или Название отеля:

Дата заезда:

Дата выезда:

Цена:


Путешествие по Азии(19 дней) Печать E-mail
Тайланд - Рассказы о Тайланде

Азия. День первый.
Первый день был днем перелета Лондон – Бангкок – Чиан-Май. Сначала летели из Лондона в Бангкок – 11 с половиной часов перелета, 7 часов разницы по времени. При посадке в


скульптура при входе Ват Махаван - храм Махаван в Чиан-Мае

Бангкоке с удивлением отметил очень длинную взлетно-посадочную полосу. С еще большим удивлением отметил то, что ВЗП пересекает какую то автостраду – машины и мотоциклы стояли перед шлагбаумом в ожидании пока самолет проедет и шлагбаум поднимется. А в 150 метрах от ВЗП, без всякого ограждения, было поле для гольфа с играющими на нем людьми.


Комплекс Ват Махаван


В аэропорту обнаружил, что мой рейс на Чиан-Май пропал – его не было ни на одном табло. Спросил служащих. Оказалось, что надо спуститься на другой этаж (об этом нигде не говорилось), а дальше следовать рукописным указателям. Пока летели в Чиан-Май (на севере страны), я с интересом наблюдал «волосатые», покрытые очень густой растительностью горы.
Пока ждал связующего рейса, пробовал «на вкус» тайский язык, пытаясь выучить наизусть три самые полезные фразы: здравствуйте – соат дии кап, спасибо – коп кун кап (большое спасибо – коп кун маак кап), извините – ко тот кап. К сожалению, в русской транскрипции очень сложно передавать те пять различных тонов, которые играют такое большое значение в тайском языке

Другая интересная особенность – вежливое слово «кап / ка», добавляемое в конце каждой фразы. Если говорящий – мужчина, то в конце каждой фразы надо добавлять «кап» падающим тоном, а если говорящий – женщина, то добавляется «ка» высоким тоном.
По прибытии в Чиан-Май был встречен нашим тур-лидером – англичанином, уже почти три года постоянно живущим в Таиланде и не под каким соусом не хотящим возвращаться в Европу – и отвезен в отель. После обеда была быстрая самостоятельная пробежка по центру города с осмотром местных буддийских храмов (ватов). По всему городу (и как впоследствии выяснилось – по всей Юго-Восточной Азии) бродят кучками монахи, петухи, собаки.
Поздним вечером, после ужина, мы пошли на ночной базар – основной источник сувениров в городе. Так как в планах на ближайшие 20 дней было брожение с рюкзаком за плечами, то сувенирами я решил по возможности закупаться в самые последние дни. Тем не менее я не смог устоять против тайской «квакающей» жабы – местной деревянной игрушки для детей, издающей очень интересные звуки. Весь ночной базар «квакал» на меня со всех сторон, пока я там бродил. Короче, я купил двух для дочери, большую и маленькую.

Двери в Ват Махаван

Украшение крыши Ват Четаван, Чиан-Май

 

Ступа, Ват Четаван


Двор храма Четаван


Храмовый лев, Ват Четаван. В глазу отражается фотографирующий :)


Одно из зданий Ват Буппарам, Чиан-Май


Деталь Лестницы Нагов, Ват Буппарам


Ват Буппарам
 
Азия. День второй.

По дороге в Чиан-Кон
Особенность национального характера тайца – никаких публичных

Чиан-Рай - Храм "сумашедшего" художника
проявлений эмоций, особенно отрицательных. Они всегда улыбаются, всегда приветливы. Проявление агрессии, неудовольствия, злости, огорчения считаются «потерей лица», что ставит человека на уровень животного (а то и ниже). Это то, на чем уже «погорел» (и еще «погорит») не один европо-американский турист в Таиланде.
Тайцы боготворят своего короля. В любом заведении есть его портрет или статуя, перед которыми всегда стоят благовония. И упаси вас показывать на изображение короля пальцем, особенно пальцем левой руки (которая считается «нечистой», в том числе и потому, что до сих пор именно левая рука используется в туалете), даже если вы - левша! За это один из наших английских туристов очень крепко получил по рукам от нашего гида – во избежание международного конфликта. (Надо отдать должное, тайский королевский дом действительно заботится о своих подданных!)

Он же. Ад.
В этот день мы переезжали из Чиан-Мая в Чиан-Кон – городок на берегу реки Меконг и, соответственно, на границе с Лаосом (граница проходит по середине Меконга). Ехали целый день на микроавтобусе. Особенность вождения в Таиланде (и как потом оказалось, и в Лаосе тоже)

Не смог не сфотографировать. Хиппи умирают, но не сдаются.
– прохождение поворотов по середине дороги (иногда по встречной) с уворачиванием от встречного транспорта в самую последнюю секунду.
Меня поразили тайские собаки. По внешнему виду – очень близкие родственники японских акита-ину. Интересно, кто от кого произошел?
По дороге завернули на окраины Чиан-Рая, посмотреть на строящийся буддийский храм, знаменитый на всю страну – храм «сумасшедшего» художника. Это чудо из белого камня и зеркал строится по проекту очень известного тайского художника и дизайнера, и поначалу строилось исключительно на его собственные средства. Но в какой-то момент деньги стали подходить к концу, и теперь он достраивается на деньги, вырученные от продажи картин этого художника и на общественные пожертвования.
Чиан-Кон – город на границе с Лаосом и одна из главных переправ через Меконг, связывающих Лаос и Таиланд. Мы остановились в маленьком отеле прямо на самом берегу Меконга. Это отель своим устройством и запахами свежего дерева живо напомнил дачи в России, чем привел в восторг двух русских туристов в группе.
Последнее, что я узнал в этот день, было то, что «кошка» по-тайски – это очень просто. Просто «миеу»!


Он же

 

Он же :)


Детали.


Общий вид того что уже построено.


Еще детали.


Типичный южно-азиатский туалет. Туалетная бумага отсутствует...Азия. День третий.
В два часа утра закончилась дискотека на другом берегу

Восход над Меконгом.

То же.
Меконга, в Лаосе, которая развлекала нас музыкой через реку, а в пол-третьего начали свой утренний концерт соседские петухи. Они орали громко, вдохновенно, перекликаясь со своими коллегами в Лаосе и таким образом по-своему преодолевая водный и языковой барьеры. И так они орали до 7 утра. Когда нам подавали завтрак, очень хотелось заказать рисовый суп с курятиной, вот с ТЕМ петухом, пожалуйста, который всю ночь орал прямо под моим окном!
В пять утра я решил, что надо пойти встречать рассвет над Меконгом. В пол-шестого ко мне присоединилось 75% нашей группы. Около шести начался рассвет. За это утро я сделал больше 100 фотографий в надежде, что хотя бы десяток из них получится.
Днем у нас была поездка в «Золотой треугольник» - место, где сходятся границы Бирмы, Лаоса и Таиланда, и которое печально известно как один из центров производства опиума. В настоящее время, благодаря усилиям тайской королевской семьи и международным организациям удалось значительно сократить масштабы выращивания опиумного мака на территории Таиланда. В настоящее время основное производство опиума приходится на долю Бирмы.
По дороге мы посетили Музей Опиума – музей, учрежденный при содействии королевской семьи Таиланда. Так же сделали остановку в городке Соб-Руак, где со смотровой площадке открывается великолепный вид на то самое пересечение границ Бирмы, Лаоса и Таиланда.

Он же.

 

Соб-Руак - город на границе Золотого Треугольника.
 

Монах на смотровой площадке над Золотым Треугольником.
 

Золотой Треугольник: наш берег - Тайланд, слева - Бирма, справа - Лаос, вдаль по реке - Китай.
 
Азия. День четвертый.

Буддистский храм в Чиан-Коне, Тайланд
В этот день мы покидали Чиан-Кон в Таиланде и переправлялись на лодке через Меконг в Лаос, в деревню Хуай-Сай.
По прибытии в Лаос и прохождении границы нам было необходимо поменять доллары на местную валюту – кипы.

Переправа через Меконг. Пограничный пункт Лаоса. Наверху - тот самый буддистский храм, где я присутствовал на службе.
В банке при обмене денег вспомнил бывшую советскую действительность – предъявление паспорта, заполнение кучи бумаг и очередь в кассу. После обмена 50 долларов почувствовал себя миллионером с бумажником, не влезающим в карман – 1 доллар равняется примерно 10000 кип.
После этого мы отправились обедать – пробовать лаосскую кухню и лаосский язык. Лаосский язык в какой-то мере похож на тайский – лаосцы понимают тайцев. Но тайцы не понимают лаосцев. В лаосском языке тонов еще больше – их шесть! Основные фразы по-лаосски: здравствуйте – сабаай дии, спасибо – коп чай (большое спасибо – коп чай лай-лай), извините – ко тот. Лаосская кухня так же сильно похожа на тайскую, вот только перца они туда кладут еще больше.
А еще в Лаосе производится самая лучшая в ЮВА и одна из самых лучших в мире марок светлого пива – Биа Лао. И это пиво действительно выше всяких похвал.
Во второй половине дня мы поехали в деревню народности Мон – одной из народностей, проживающей на территории Лаоса. Мы закупились подарками для детей из этой деревни (карандаши, тетради, футбольный мяч) и отправились туда по лаосским дорогам (которые можно назвать дорогами только в сухой сезон и только условно). Приехав в деревню, мы поняли, что все мужчины деревни, включая старосту, с которым мы и собирались встретиться, работают в поле и непонятно, когда вернутся.

Город Хуай-Сай, Лаос
Поэтому, оставив подарки, отведав местного угощения (включая местный самогон, очень неплохой, кстати) и пообщавшись немножко с деревенскими женщинами и детьми, мы поехали обратно в город.

То самое пиво

Потом мы наблюдали закат солнца над Меконгом с крыши нашего отеля, а потом я решил перед ужином принять душ и выйти в Интернет. Однако во всем городе на полтора часа планово отключили электричество, и потому я пошел в сумерках гулять по городу. Гуляя, я поднялся на холм к храму Ват Чом Као Манилат. Побродив вокруг, я услышал, что внутри начинается служба, и решил посидеть в уголке и посмотреть. Я вошел и сел около двери за спинами монахов. Монахи, присутствующие на службе, очень удивились, увидя иностранца, тихо посовещались и, подвинувшись, пригласили меня сесть рядом с ними. Сидя в одном ряду с монахами, я чувствовал себя в какой-то мере причастным к их культуре и традициям. К счастью, я знал, как себя вести, чтобы оправдать доверие монахов…
Позже вечером, после того как все-таки удалось принять душ и выйти в Интернет, мы поехали ужинать в тот самый ресторан, который не давал нам спать своей музыкой, пока мы были на другом берегу, в Таиланде. В ресторане были караоке и дискотека. После ужина мы неожиданно оказались вовлечены в лаосскую дискотеку, так как отказываться было невежливо. Лаосская дискотека – это не западная дискотека. На западе на дискотеке каждый делает, что может. В Лаосе на дискотеке каждой песне соответствует свой собственный танец, исполняемый всеми танцующими синхронно в круге или рядами. Когда мы это осознали, то уже отдавили не один десяток ног, став посмешищем для всей дискотеки.


Деревня народности Мон


 

Деревня, внутри дома
 

Хуай-Сай, центр города
{mospagebreak}
 
Азия. День пятый.
Сегодня мы покинули Хуай-Сай и на «медленной» лодке отправились вниз по течению Меконга в

Раннее отплытие на лодке. Восход над Меконгом.
Луан-Прабан. Весь путь, с двумя остановками для проверки речной полицией, занял 11 часов

Деревня народностей Лао.
(с 7 утра до 6 вечера).
Отплыли мы в 7 утра. Было помозгло холодно, где-то +15 и ветер (кто говорит, что в ЮВА не бывает зимы?). Над Меконгом стоял такой густой туман, что после получаса плаванья капитан лодки принял решение остановиться и подождать, пока туман рассеется (фарватер Меконга очень сложный – очень много подводных скал). Мы пристали к берегу и решили осмотреть окрестности. На вершине берега мы обнаружили деревню народа Лао. Деревенские жители только недавно проснулись, разжигали огонь, чтобы варить утренний рис, и с интересом наблюдали за странными белыми людьми, обвешанными фотоаппаратами, которые появились со стороны реки. Мы со всеми вежливо поздоровались и наш тур-лидер, который бегло говорил по-тайски, через локального гида затеял светскую беседу. Мы пока грелись у костра и фотографировали.
Через час туман рассеялся, и мы поплыли дальше. Во время дальнейшего плавания мы во множестве наблюдали прибрежные деревни, рыбаков, буйволов и, в несколько меньшем количестве, слонов.
Во время плавания, лично меня очень впечатлили «зубы» Меконга – острые скалы, разбросанные по всей реке, где-то скрывающиеся под водой, а где-то выступающие над водой на три-четыре метра.

Один из "зубов" Меконга. Сила течения.
Очень впечатляюще выглядели огромные бревна, лежащие на вершине таких трехметровых скал. Их туда принесло течением реки. Сразу становилось понятно, насколько поднимается уровень воды в Меконге в дождливый сезон.

Берег Меконга.
Так же очень впечатляли водовороты. Самый крупный, который я видел, был больше двух метров в диаметре, и вода уходила воронкой на глубину около 30 сантиметров. Такой, пожалуй, и буйвола утянет. Понятно, почему мы не видели ни одного человека, пытающегося пересечь Меконг вплавь.
Уже приближаясь к Луан-Прабану, мы сделали остановку в пещерном буддийском храме на одном из утесов. А потом был очень красивый закат на Меконге. Короче, в этот день я побил собственный рекорд по количеству сделанных фотографий – более 500!
В Луан-Прабане мы поселились в недавно построенную гостиницу высшей категории, мне лично напоминающую Дом колхозника десять лет назад. Я жил в VIP номере. Было ощущение, что последними в ванной были те строители, что ее отделывали – настолько там было пыльно. Свет в ванной зажигался «по произнесении фамилии» - совершенно непредсказуемо, вторая дверь в номере (которая не запиралась изнутри, но зато запиралась снаружи) вела в конференц-зал (как позже выяснилось, тоже «принадлежащий» мне), а на стене висела инструкция на лаосском и совершенно жутком английском языках, обещающая всяческие кары за наличие посетителей в номере после 10 часов вечера и за кражу гостиничных подушек и полотенец. После всего этого, Лаос мне до боли напомнил новую казахскую столицу Астану (она же Акмола) в период становления там нами их молодой государственности.


Слон за работой - разгрузка бревен.


 

Типичный берег Меконга. Видно верхнюю границу Меконга в дождливый сезон.


Буйвол, отмокающий отдыхающий в реке.


Вид с реки.


Закат


Он же...

Закат солнца над Меконгом, вид со стороны Лаоса.
 
 
Азия. День шестой.
Следующие три дня мы провели в Луан-Прабане – древней

Церемония сбора монахами утреннего подояния.
столице северо-лаосского государства, наиболее хорошо сохранившемся древнем городе Лаоса, признанного Юнеско мировым культурным достоянием.
В этот день у нас был ранний подъем – мы пошли смотреть на монахов, собирающих утреннее подаяние.

Местные "легкие закуски" - жареные крысы и лягкушки.
Это – целая церемония со своим ритуалом и своими правилами. А после этого мы прогулялись по утреннему рынку, где попробовали кофе по-лаосски – самый великолепный кофе, который я пил в своей жизни!
Надо отметить, что на продуктовом рынке в ЮВА можно купить практически все – в ЮВА едят все, даже то, что с виду абсолютно несъедобно. На рынке было полно птиц самых разных размеров и расцветок, жареных морских свинок, лягушек и крыс, свежевыловленных гигантских головастиков. Активистам общества защиты животных на подобных рынках появляться не рекомендуется – многие животные продаются там еще живыми (для свежести), но обращаются с ними как с уже мертвыми (все равно им быть съеденными). Например, купив живую морскую свинку на завтрак, покупатель может ее часами носить с собой вниз головой, держа за петлю, привязанную к задней лапе. Пребывая в Камбодже (смотри ниже) я был свидетелем транспортировки поросят на рынок для продажи. Порядка 20 поросят запихивают в продолговатую овальную клеть, где-то полтора метра в длину и сантиметров 50 в диаметре, при этом плотно утрамбовывая. Потом эту клеть закидывают на мотоцикл. Из клети со всех сторон торчат ноги и пятаки. Поросята лежат в три слоя, подпрыгивая на ухабах. Подозреваю, что после получаса такой езды у большинства из них, особенно в нижнем ряду, уже частично переломаны ноги и ребра. Наблюдая это, хочется всем борцам за права бройлерных цыплят посоветовать съездить в ЮВА – возможно, там они найдут более достойное применение своим силам.
После завтрака у нас была культурная программа, в которую входило посещение бывшего королевского дворца со знаменитым «поворачивающимся» портретом последнего короля (у портрета «поворачивается» голова и левая нога в зависимости от того, с какой стороны на него смотреть) и старейшего храма Луан-Прабана – вата Сиен-Тон. В этом

В руках у мужчины - живая морская свинка, купленная к столу. Она привязана за заднюю лапу и будет так висеть до момента приготовления.
храме, в одном из павильонов стоит литая статуэтка Будды, использующаяся для гадания «на счастье» - если гадающий, сидя на коленях перед этой статуэткой может ее оторвать от земли двумя руками и поднять над головой,

Стоянка "такси".
то ему будет счастье в этой жизни, если нет – то нет. Я попробовал. Статуэтка оказалась очень тяжелой. Результат – счастье мне будет, но за него придется побороться!
(Местный гид рассказал, что некоторые из посетителей иногда поднимают эту статуэтку одной рукой без видимого усилия.)
После обеда мы посетили так называемую «деревню ткачей» - одну из деревень, которой государство оказывает поддержку в развитии традиционных ремесел (в данном случае – ткачества). Там нам быстро продемонстрировали, как ткутся традиционные лаосские шарфы, которые можно было приобрести прямо на месте, на импровизированном рынке. Наконец-то я смог закупиться подарками жене!
Надо отметить, что торговаться на рынке – это обязательное условие, часть культуры ЮВА. Вот только надо это делать не так, как в «арабских» странах! В отличие от «арабов», считающих торговлю на рынке национальным видом спорта и могущими торговаться за пару «копеек» часами, люди в ЮВА не видят торговлю «с пеной у рта» целью своей жизни. Главное – получение удовольствия от торговли, как продавцом, так и покупателем. Если же вы проявляете раздражение, нетерпение, агрессивность в торговле, то это считается «потерей лица» и с вами просто никто не будет иметь дело. Цены в ЮВА (а особенно в Лаосе и Камбодже) на сувениры просто смешные, особенно для европейцев и американцев, и потому люди, в пылу торговли забывающие, что они фактически торгуются за сумму в 5-10 пенсов (ну или 10-20 центов) и теряющие при этом «лицо» просто выглядят смешно и глупо. Изначальная цена для туриста всегда завышена, иногда в 3-4 раза. Поэтому ее всегда надо пытаться сбить, процентов на 25-50. Но не

Девушка в национальном костюме.
больше! Потому, что даже завышенная в 2 раза цена – это обычно всего несколько долларов. И, выторговав через полчаса у продавца еще скидку в доллар, вы рискуете потерять «лицо», нового друга и просто хорошее настроение.

Фрагмент буддистского храма.
Главное – улыбка и получение удовольствия от процесса.
Наш тур-лидер рассказал нам об интересном приеме при торговле, который всегда дает очень положительный в моральном плане результат. Когда вы поняли, что достигнута цена, которая удовлетворяет и вас, и продавца (например 5 долларов), можно при желании (но ни в коем случае не агрессивно и не переставая улыбаться) попробовать сбить цену еще, проверяя как далеко пойдет продавец (не забывайте, что эти люди живут этим, и то, что для вас - всего лишь лишний доллар, для них – это ужин для всей семьи). И после того, как вам удалось сбить цену по-максимуму (предположим до 2-х долларов), взять и заплатить 5 – то, что вы были готовы заплатить с самого начала! Поверьте мне, реакция продавца и его окружающих стоят этих 3-х долларов! Я это проверял сам!
После возвращения из деревни ткачей мы отправились на холм Пу-Си – самую высокую точку в Луан-Прабане – смотреть закат. Вид с холма на долину и реку были великолепными, а вот сам закат особо посмотреть не удалось – слишком много было желающих.
После ужина я пошел на ночной базар еще за подарками жене. Когда я в очередной раз использовал тот самый трюк с переплатой, о котором говорил выше, то женщина-продавец, смеясь, стала громко рассказывать об этом своим знакомым из ряда напротив, показывая на меня. А те рассказывали своим знакомым. В итоге, когда я шел обратно, весь рынок как один улыбался и здоровался со мной. А окружающие туристы не могли понять, в чем дело.


На территории буддистского храма.


 

Та самая гадательная статуэтка Будды. (Очень тяжелая...)


Буддистский храм Ват Сиет Тон - старейший храм в Луан-Прабане.


Ткачиха за работой. (демонстрация для туристов :) )


Закат с холма Пу Си - самой высокой точки Луан-Прабана.
 
Азия. День седьмой.
Сегодня мы выезжали на природу – в одну из окрестных деревень, откуда мы пошли гулять по полям. А потом мы поехали к водопаду Куан-Си. Рассказывать здесь больше нечего – фотографии говорят сами за себя.

Деревенская жительница.


В деревне.


Перец чили (главный ингридиент всех блюд лаосской кухни :) ) сушится.


Обмолот риса.


Водопад Куан-Си




 









 

 

 
 
Азия. День восьмой.
Весь день гулял по Луан-Прабану. Много фотографий улиц и храмов.








Юные монахи на смотровой площадке на холме Пу Си.


"Перекуем мечи на орала" - использование лафета советской зенитной пушки в качестве карусели. :)


 

"Лежащий" Будда (правильнее говорить не "лежащий", а "уходящий в нирвану").


"Нага - Будда" и "Мать Вод".








Ступа на холме Пу Си.
 
Азия. День девятый.
Сегодня мы погрузились в микроавтобус, попрощались с Луан-Прабаном и поехали по направлению к столице Лаоса, Вьентьяну. Целью нашего путешествия был живописный городок Ван-Вьен, в настоящее время очень популярный среди западных туристов. Переезд туда из Луан-Прабана занял 7 часов.
Прибыв в Ван-Вьен, мы поселились в отеле с великолепным видом на реку, и пошли уже в который раз фотографировать закат.
Как оказалось, дочь хозяина отеля является современной лаосской поп-звездой. Наш тур-лидер уговорил ее присоединиться к нам за ужином и немного попеть для нас.


Типичная лаосская бензоколонка.


Вид из окна микроавтобуса.


На рынке в одной из деревень.


Вид по дороге...


Ван Вьен - вид из окна бунгало.

 

Ван Вьен. Закат.


Ван Вьен. Мост через реку. Кстати, платный...


Ночная бабочка. Размах крыльев порядка 30 см :))


Ящерица тук-ке - местная кукушка+будильник :) Кстати, кусается... :)
 
Азия. День десятый.

Переправа школьников через реку (чтобы не платить за мост).
Сегодня мы в Ван-Вьене. С утра, за завтраком, мы наблюдали, как школьники на лодках переправлялись через реку на пути в школу. А после завтрака мы плавали на каяках! Я это делал первый раз в жизни.
Это, конечно, были не настоящие каяки, а упрощенный туристский вариант. Квазикаяки-двойки. Нас отвезли вверх по течению, выдали спас-жилеты, разбили на двойки (я попал в одну двойку с нашим тур-лидером), засунули в каяки и спихнули в реку.

Вид с носа каяка.
Наш тур-лидер – сволочь! В нашей двойке он сидел сзади, то есть был рулевым. Первым делом он решил меня искупать, и на первом же пороге, несмотря на мое судорожное выгребание, он направил наш каяк на камень (естественно, я не видел, что он это делал специально – я был слишком занят отгребанием от этого самого камня). В итоге мы перевернулись и искупались с головой! Правда, в этом были и свои плюсы – мы были уже насквозь мокрые и поэтому могли не боясь брызгать веслами на другие экипажи.
Где-то на середине сплава мы остановились на обед, а так же для осмотра прибрежный естественных пещер. В пещерах кое-где приходилось брести по-горло в воде со свечой в руке, поэтому особо пофотографировать не удалось. Однако уже внутри пещеры (при свечах, иначе – темнота абсолютная) я не смог удержаться, распаковал фотоаппарат и сфотографировал многоножку, длиной около 20 сантиметров и толщиной чуть тоньше пальца, а так же того, кто их ест – большого паука с размахом лап около 25 сантиметров (все размеры приблизительные – они не согласились измеряться).

Оттуда мы приплыли.
Я уже раньше писал про великолепное лаосское пиво –

Пещера, в которую мы и полезли...
Биа Лао – которое, в том числе, очень популярно у туристов. Соответственно, местное речное население организовало на этом бизнес, продавая Биа Лао всем страждущим, сплавляющимся вниз по реке на плотах, каяках или просто на автомобильных камерах. Система работала просто: на берегу через примерно каждые 100-150 метров были устроены навесы, под которыми в тенечке сидели продавцы, а ящики с пивом висели в воде. Продавцы зазывали: « Beer Lao, Beer Lao! Sweet, sweet! Come-on, come-on!». Желающие подгребали к навесу, отдавали деньги и получали свое Биа Лао. После чего продавец пинком помогал им вернуться на просторы реки, и все расставались довольные друг другом. Это, наверное, одно из самых ярких воспоминаний, оставшихся у меня от этой поездки – солнце, река, рыбаки в отдалении, шум воды на порогах и разносящееся над рекой «Beer Lao, Beer Lao! Sweet, sweet! Come-on, come-on!»
Вечером, во время ужина, к нам присоединился владелец отеля, отец вчерашней поп-звезды и тоже певец и музыкант. Мне, честно говоря, его пение не понравилось, но мы с ним очень интересно поговорили. Оказывается, он владеет лаосским (естественно), тайским, французским, английским и немного русским языком, побывал за свою жизнь более чем в 40 странах (включая СССР) и на сегодняшний день является одним из самых состоятельных людей в Лаосе. А еще у него, помимо музыки, есть хобби – он коллекционирует английские и немецкие классические автомобили. В настоящее время у него в коллекции 6 автомобилей. Было 8 – еще 2 французских. Но он их продал – надоели. Очень хорошо отзывался о Москве.

Многоножка. Большая...


 

Паук, который этими многоножками питается. Еще больше.
 

Рыбалка на закате.
 

Закат.
 
{mospagebreak}
 
Азия. День одинадцатый.
Сегодня мы покинули Ван-Вьен и перебрались на одну ночь во Вьентьян – столицу Лаоса. Во второй половине дня у нас была обзорная экскурсия по Вьентьяну с посещением Вата Си Сакет (старейший буддийский храм в городе), пары других храмов, триумфальной арки (с которой открывается неплохая панорама города) и, как гвоздь программы, Золотой Ступы (Па Тат Луан) – национального символа Лаоса и, как некоторые шутят, золотого запаса страны.

Вьентьян. Ват Си Сакет. Дальше - тот же храм.


 


 


 


 

 


 


Лестница в Ват Пра Ко.


Па Тат Луан (Золотая Ступа) - национальный символ Лаоса.


Памятник последнему королю Лаоса.


Центральная часть Вьентьяна, вид с Триумфальной Арки.

 

 


 
Азия. День двенадцатый.

Пномпень. Местный домашний любимец.
Этот день – день прощаний и новых встреч. Мы прощались с Лаосом и перебирались в Камбоджу (перелет Вьетнамскими авиалиниями Вьентьян - Пномпень). Мы так же прощались с половиной нашей группы, которая отправлялась домой после

Торговец вкусностями. Движение на улицах Пномпеня.
Лаоса, и встречались с новой группой, прибывшей для тура по Камбодже.
Уже во Вьентьяне было жарко, а в Пномпене, почти целой широтой южнее, была просто печка - +35 и влажно. Из самолета было очень хорошо видно то, а чем говорят все туристические справочники: Камбоджа напоминает плоскую тарелку с бортиком из гор, которая в дождливый сезон наполняется водой. Были видны деревья, дома, поля, стоящие «по пояс» в воде. И сам Пномпень (который переводится как Холм Пень) – холм посреди воды.
Во второй половине дня был пеший тур по Пномпеню от монумента Независимости (наш отель был расположен рядом с ним) и до королевского дворца. Там мы осмотрели королевский дворец и так называемую Серебряную Пагоду (Ват Пра Кео), где пол вымощен тысячами серебряных плит. После этого мы вернулись в отель вдоль набережной Меконга, где я таки решил купить и попробовать местный кхмерский деликатес – крупного жареного паука, размером примерно с тарантула. Пока я разделывался с пауком, туристы нашей группы активно щелкали фотоаппаратами.

Монумент Независимости.
А еще в этот день мы осваивали сложное, но жизненно необходимое искусство –

На территории императорского дворца.
переход проезжей части в Пномпене. Пешеходных переходов в городе почти нет, но даже там, где они есть, пешеходов все равно никто не думает пропускать. Поэтому все переходят, где хотят. Движение в Камбодже, впрочем как и в Лаосе, отличается своеобразием. Представьте себе поток, состоящий, если последовательно считать от тротуара, из велосипедов, велорикш, мопедов и мотоциклов, тук-туков (о них – отдельно и позже) и машин всех размеров и мастей. Все это движется непрерывным потоком в одном направлении, постоянно перемешиваясь внутри себя. Но это еще не все! Протискиваясь между крайним, самым медленным рядом велосипедов и тротуаром движется еще один-два ряда велосипедов и мопедов В ПРОТИВОПОЛОЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ! На другой стороне дороги – все тоже самое в зеркальном отображении и движущееся в другую сторону. И вот это все надо пересечь пешеходу. Главный секрет успешного и безопасного пересечения проезжей части – двигаться медленно, равномерно и не дергаться. Если вы идете медленно и с постоянной скоростью поперек потока, вас просто напросто объезжают со всех сторон. Но не дай вам Бог остановиться или резко ускориться – задавят нафиг. Потому, что в этом случае вы становитесь непредсказуемы для водителей!
И напоследок, дабы поддержать уже установившуюся традицию – краткий экскурс в кхмерский язык, который считается одним из самых древних живых языков на земле. Хорошие новости – в кхмерском языке нет тонов, плохие – там много всего другого. Краткий словарь: здравствуйте – сок сабай, спасибо – о кун, извините – сом то.

Территория дворца.


 

Еще одно строение дворцового комплекса. И дальше...








Специфические камбоджийские лакомства на набережной... жареные сверчки, цикады, пауки, жуки.


Ну и обещанное - дегустация самого знаменитого камбоджийского блюда - жареных тарантулов... :)
 
Азия. День тринадцатый.

Бывшая тюрма и современный музей геноцида Красных Кхмеров - Туол Слен
В Пномпене очень много нищих калек. И это сразу бросается в глаза. Эти люди – жертвы режима Пол

Внутри.
Пота и многолетней гражданской войны (я на эту тему особо распространяться не буду, так как про Пол Пота написано уже не один десяток книг). В результате правления Пол Пота и последующей войны в Камбодже сейчас самое молодое население в мире, так как большинство взрослых просто было вырезано. На многих рабочих местах работают дети. Количество жертв войны все еще увеличивается с каждым днем – Камбоджа являлась страной с самой высокой плотностью противопехотных мин на единицу площади. (Странам ЮВА вообще очень досталось в 20-м веке: Лаос, например, - это страна, на единицу площади которой пришлось самое большое количество сброшенных бомб.) И эти мины продолжают находить свои жертвы практически каждую неделю, так как эффективно разминированы только места пребывания туристов (Ангкор, например). На той неделе, когда мы были в Камбодже, произошел новый инцидент: крестьянская семья, 6 человек, возвращаясь с поля на тракторе, подорвалась на минах. В результате один человек погиб, остальные ранены. Самое страшное в противопехотных минах то, что они не убивают на месте, они калечат. Потому, как по арифметике войны убитый – это минус один противник, раненый – это минус три. В Камбодже полностью отсутствует какая-либо система социальной защиты инвалидов, и поэтому, в поисках пропитания они стекаются к местам скопления туристов. Просить милостыню – это их единственный способ выжить. Один из «видов» Пномпеня, который точно останется у меня в памяти на всю жизнь – это ребенок-инвалид без правой руки и левой ноги, едущий рядом с нами на грубой деревянной повозке, лежа на ней и отталкиваясь уцелевшей ногой.
(Большинство членов современного правительства Камбоджи в той или иной степени сотрудничало с Красными Кхмерами (Пол Потом) в годы геноцида. Международные проверки банковских счетов, проведенные после терактов в США выявили, что члены Камбоджийского правительства имеют счета в иностранных банках с астрономическими суммами на них.)

Пагода с черепами на Полях Смерти в Чоун Эк.

В этот день у нас были экскурсии по специфическим достопримечательностям Пномпеня: Туол Слен – бывшая тюрьма, а теперь музей геноцида Пол Пота (с камерами 1х2 метра и многими очень специфическими фотографиями) и Поля Смерти в Чоун Эк – место массовых убийств и захоронений жертв Пол Пота. При входе вас встречает большая стеклянная пагода, полная черепов – то, что собрали на этих полях. Ничего кроме черепов собирать не стали, поэтому вы там буквально ходите по человеческим костям и остаткам одежды, выступающим из земли.
Обедали мы на «Русском» рынке в Пномпене. Существует множество историй, придуманных специально для туристов, по поводу того, почему этот рынок называется русским.

Внутри пагоды...
Истина, как это бывает часто, банальна – во время пребывания советских специалистов в Пномпене, они делали покупки именно на этом рынке. Наш гид рассказал, что еще пять лет назад на рынках по стране можно было без особых проблем купить автомат или пару гранат. Сейчас правительству более-менее удалось изъять оружие из «свободной» продажи.
Возвращаясь с «Полей смерти» мы решили остановиться у обочины и попробовать местной пальмовой браги. Мы сидели на деревянном помосте вместе с кампанией местных завсегдатаев, поджав под себя ноги в соответствие с этикетом, пили пальмовую брагу из половинок скорлупы кокосовых орехов и смотрели по телевизору трансляцию из Таиланда соревнования по Муай-Тай (который, кстати, родом из Камбоджи; вот только не говорите об этом тайцам). Я попросил на закуску жареных лягушек, но хозяин только развел руками – сегодня в меню была только илистая рыба. Ее я пробовать не стал – рыба она и в Азии рыба. А брага, кстати, была достаточно противная.

Кости и остатки одежды на Полях Смерти...

По каким-то странным соображениям, туристическая достопримечательность номер 2 в Пномпене – Ват Пном – не была включена в программу пребывания. И поэтому я и еще два человека из нашей группы отправились туда самостоятельно.
А вечером, после ужина в ресторане, наш тур-лидер преподнес нам сюрприз. В этом ресторане, оказывается, частью обслуживания был массаж. И когда нам принесли десерт, откуда-то появилась толпа официанток и официантов (дети лет 12-14), который массировали нам шеи, плечи и руки, пока мы наслаждались десертом. Масса улыбок и шуток, и доллар с носа чаевых персональному «массажеру».

 

Одна из тысяч бабочек на Полях Смерти - их там почему то очень много... По преданию, это души убитых на Полях.


Дегустирование пальмовой браги.


Пномпень. Ват Пном.
 
Азия. День четырнадцатый.

Плавание из Пномпеня в Сием Риеп по реке и одноименному озеру Тонле Сап. Виды с лодки.
В этот день мы покидали Пномпень и на лодке отправлялись по реке Тонле-Сап
и одноименному озеру в город Сием-Риеп – основную отправную точку для поездок в древний Ангкор – национальную гордость Камбоджи, самый крупный храмовый комплекс в мире и одно из современных чудес света. Плыли мы в течение 6 часов и за это время повидали массу деревень, стоящих на воде, и рыбаков. (Кстати, классическая кхмерская кухня на 90% состоит из пресноводной рыбы.)
По прибытии в Сием-Риеп мы имели возможность лицезреть, что такое тропический ливень – отголосок дождливого сезона, который только недавно закончился.
После обеда был наш первый выезд в Ангкор. Мы поехали осматривать храм Та Пром – буддийский храм 12-го столетия в джунглях, главной достопримечательностью которого является то, что в настоящее время он еще не расчищен от растительности, то есть предстает именно в том виде, в котором он предстал перед взором людей, открывших его. Именно за это его кодовое имя у западных туристов – храм Индианы Джонса. Рассказывать о нем бессмысленно – это надо видеть!
Ну и как достойный финал этого дня был ужин в баре «Dead Fish», где проход в туалет пролегал по узкому мостику без перил, проходящим над канавой, где обитали несколько десятков живых и голодных крокодилов! Пьяных я в этом баре не наблюдал.


 




Храм Та Пром комплекса Ангкор - нетронутый храм в джунглях. Вечерний визит.



 
Азия. День пятнадцатый.

Восход солнца на фоне Ангкор Вата.
Сегодня у нас был подъем в 4 утра – мы поехали смотреть восход солнца на фоне Ангкор-Вата. Почему в 4, когда сам восход в 6? Чтобы успеть занять места и наблюдать восход, не замутненный головами других туристов, приехавших раньше!

Когда оно взошло, мы пошли завтракать. Перед закусочной толпились юные торговцы (лет 6-10, они в Ангкоре везде), пытавшиеся продать нам открытки с видами Ангкора и путеводители. Они говорили на сносном английском языке и, узнав, что мы приехали из Лондона, выдавали такие подробности об истории и населении города, которые не каждый коренной англичанин знает. Поскольку я давно хотел приобрести книжку об Ангкоре, то я решил купить что-нибудь у них, предварительно, конечно, поторговавшись. Я купил одну книжку у одной девочки за 6 долларов (начальная цена была 10) и решил еще купить другую книжку у другой. Она запросила 15 долларов, а когда я предложил 5 (совершенно серьезно, не издеваясь – я эту книгу видел в городе именно за 5 долларов), она очень обиделась. В итоге, сторговавшись за 5 долларов, я решил испробовать на ней лаосский прием и накинул еще доллар сверху, надеясь на ответную улыбку. Не прошло – выражение на лице осталось кислым. Эти юные торговцы уже были отравлены проказой массового туризма.

Вид на входные ворота с одной из башен Ангкор Вата.

Всю первую половину дня мы осматривали Ангкор-Ват – огромный индуистский храм, центр комплекса Ангкор. Не буду отнимать время рассказом – смотрите фотографии. А во второй половине дня мы поехали смотреть храмы города Ангкор Том – города в джунглях. Центром этого древнего города являлся буддийский храм Байон – каменная пирамида с террасами и башнями. На каждой из башен из камня вырезаны четыре огромных лица, смотрящих в направлении четырех сторон света. Общее число таких лиц в храме Байон – 216.
Также в этот день мы посетили «террасу слонов» и «террасу прокаженного короля» (которая на самом деле являлась храмом Ямы – бога подземного царства, и местом кремации королей).

Один из барельефов.


 

Центральная башня Ангкор Вата.


Одна из четырех угловых башен и лестница.


Элемент барельефа, опоясывающего внутреннюю галерею Ангкор Вата.


Мост через ров при въезде на территорию Ангкор Тома - древнего города в джунглях.


Храм Байон.


Внутри храма.


Там 216 таких лиц...
{mospagebreak}
Азия. День шестнадцатый.
В Ангкоре целый день. Осмотрено 5 храмов, совершена коротка прогулка пешком по джунглям (с фотографированием различных обитателей) и встречен закат с вершины одного из храмов.

Вид с верхушки храма Пном Бакен.


Храм Пном Бакен.


Окрестности храма Пра Кан.


Галерея внутри храма Пра Кан. Наверное самая тяжелая и одна из самых лучших моих фотографий за всю поездку.


Тот же храм Пра Кан.


 

Он же.


И последний он же.


Тарантул в своей норе.


Термиты.


Одна из башен рядом с храмом Пре Руп.
 
Азия. День семнадцатый.

Храм Бантей Срай. Дальше он же.
Последний день в Ангкоре. Утром посетили храм Бантей Срай – самый хорошо сохранившийся храм комплекса Ангкор (только потому, что его нашли в джунглях сравнительно недавно) с великолепно-сохранившейся резьбой. А после обеда, по многочисленным просьбам большинства группы было решено еще раз съездить в тот самый лесной храм Индианы Джонса – Ват Та Пром – и посмотреть на него при дневном свете. Поскольку там была толпа туристов, то фотографировать приходилось очень быстро.






 

Опять храм Та Пром - дневной визит. Дальше он же.





 
 
 Азия. День восемнадцатый.
 

Сиам Рип, последняя фотография перед отъездом.
В этот день мы покинули Ангкор, и вообще Камбоджу, и направились в Таиланд, в Бангкок. До границы Камбоджи и Таиланда мы ехали на одном микроавтобусе, от границы Таиланда до Бангкока – на другом. Весь переезд целиком занял 12 часов, из них

По дороге к тайской границе.
5 часов по разбитым грунтовым дорогам Камбоджи, 1 час на прохождение границы, 4 часа по хорошему шоссе в Таиланде до Бангкока и 2 часа в пробке при попытке въехать в Бангкок и добраться до нашего отеля.
Камбоджийские дороги требуют отдельного описания. Дорог в нашем понимании там практически нет, какой-никакой асфальт наблюдается только в городах. Между городами – укатанная (или раскатанная) до разной степени ровности земля, которая в дождливый сезон превращается в болото. Когда мы ехали к границе, на одном особо «ровном» участке дороги нас мотало так, что моя достаточно тяжелая сумка, лежащая сзади меня за сидением, оказалась у меня на голове! К счастью – это был самый плохой участок дороги. Но наш тур-лидер сказал, что дорогу просто недавно выровняли, и что раньше она была вся такая. А еще раньше ямы были настолько глубокие, что микроавтобус там проехать не мог вообще – приходилось нанимать большой автобус или грузовик, чтобы добраться до границы (эта дорога – главная дорога между Камбоджей и Таиландом).

Самый лучший и самый новый участок трассы.


По дороге...

 

Азия. День девятнадцатый.

Бангкок. Страж ворот в королевском дворце.
Этот день был мой единственный день в Бангкоке и последний день в ЮВА – этой ночью я улетал обратно в ЮК. Поэтому я встал пораньше и побежал осматривать Бангкок.
Начал я, естественно, с королевского дворца и Храма Изумрудного Будды (Ват Пра Кео) – достопримечательностей номер 1 тайской столицы. А потом я пошел искать Ват По – достопримечательность номер 2.

На территории королевского дворца.

Я читал в путеводителе, а потом мне еще и рассказывали о том, как туристов перехватывают на подходах к главным достопримечательностям «местные» жители, которые, желая «честно» помочь наивному туристу сообщают ему, что то место, куда он направляется, сегодня закрыто для посещения. Но вместо этого они, совершенно бесплатно, готовы показать туристу другие достопримечательности их города всегда, почему-то, в районе китайского квартала. Обычно, если турист на это соглашается, то его прямиком ведут в ювелирный магазин в китайском квартале, на который этот самый местный «благодетель» и работает. Я об этом знал. Но местные изменили тактику в последнее время и стали изобретательнее. На подходе к Ват По меня перехватил «местный житель», который поинтересовался, куда я иду. Узнав, что я направляюсь в Ват По, он с сожалением сказал, что Ват По сегодня открыт для иностранцев только с 2-х часов дня (а времени было чуть больше 10-ти утра), а сейчас он открыт исключительно для тайцев, которые идут туда молиться, потому как сегодня в стране большой праздник, связанный с их королем! А пока, до 2-х часов, я могу сходить и посмотреть на «Счастливого Будду» (я не знаю, что он имел в виду), а заодно, поскольку это рядом с китайским кварталом, я могу зайти там в магазин, где именно сегодня огромные скидки на ювелирные изделия!
После этого он начал мне показывать на карте, как пройти к этому магазину. И я на это частично купился – я не ожидал такой изобретательности! Вот только идти в китайский квартал я не захотел (к огромному удивлению и сожалению «благодетеля»), а решил пока перебраться через реку и посмотреть достопримечательность номер три – Ват Арун. К счастью для меня дорога к реке шла мимо входа в Ват По, который, что и не удивительно, оказался открыт для всех. Там я и провел следующий час.

Территория королевского дворца. Храм Изумрудного Будды (Ват Пра Кео).
После этого я таки решил добраться до храма Ват Арун и пошел к паромной переправе через реку Чао-Прая. Когда я платил за переправу, одна из двух английских фунтовых монет, что проехали со мной в кармане весь путь через четыре страны, вдруг сама «спрыгнула» у меня с ладони, покатилась по пристани, выбрала подходящую щель в досках и с плеском «нырнула» в Чиан-Праю. Видимо, таким образом она дала мне понять, что от судьбы не уйти, и что мне еще придется вернуться в Бангкок, хочу я того или нет.
Осмотрев Ват Арун я таким образом закончил обязательную культурную программу в Бангкоке. Теперь можно было заняться покупкой сувениров. Поначалу мой план А был отправиться в центр города в большой торговый центр. Но почитав путеводитель, я таки решил попытать счастья в том самом китайском квартале и назвал это планом Б. Добравшись до китайского квартала, я понял, как я ошибся. Кроме толпы людей, огромной кучи разнообразных носильных тряпок, китайской аудио и видео техники и дорогих ювелирных магазинов там больше ничего не было. В итоге я вернулся к плану А и потопал опять к реке, чтобы сесть там на лодку (пожалуй, самый приятный вид транспорта в Бангкоке) и добраться до центрального пирса. Там я пересел на так называемый «Sky Train» - наземный монорельсовый поезд, очень чистый и с кондиционированными вагонами, и добрался до центра.

Дворцовый комплекс...
Сделав покупки я понял, что если буду возвращаться тем же способом, который я использовал до этого (монорельс + лодка), то я не успею в отель к назначенному времени. И поэтому, не взирая на движение, я решил взять тук-тук.
Тук-тук – это характерный вид транспорта во всей ЮВА. Они могут отличаться формами и раскраской в зависимости от места и страны, но все, что приводится в движение одной мотоциклетной силой и предназначено для перевозки от 1 до 8 пассажиров

Внутри одного из храмов комплекса Ват По.
(то, что я видел сам; верхний предел количества пассажиров – теоретический, на практике – сколько влезет) называется универсальным словом тук-тук. Водитель тук-тука – это не профессия, это – образ жизни и состояние души. Особенно в Бангкоке. После этой 20-ти минутной поездки я совершенно твердо уверен, что все выжившие во 2-й мировой войне пилоты-камикадзе, а так же их наследники, перебрались в Бангкок и теперь работают водителями тук-туков. Я никогда не забуду пробку, свободный коридор между встречными потоками шириной чуть больше метра, и два тук-тука (один из них был мой), с ревом несущиеся навстречу друг другу. В последний момент они оба резко вильнули в стороны, каждый в свою, и не снижая скорости разъехались на таком расстоянии, что волосы сидящей во встречном тук-туке женщины задели меня по лицу! Никогда не выставляйте руки и другие части тела из тук-туков в Бангкоке – оторвет встречным тук-туком!
После прибытия в отель я сделал самые-самые-самые последние закупки и пошел паковаться перед последним ужином.

 

На территории комплекса Ват По.


Один из многочисленных бонсаев в Ват По.


Ват По.


Ват Арун.


Он же.
 
Азия. День двадцатый и последний.

Наш рейс задержали на полтора часа, и потому в пол-второго утра я все еще сидел в Интернете в аэропорту и общался с женой. Правда, за время полета мы наверстали час и потому опоздали только на пол-часа. Прилетев в Хитроу в пол-седьмого утра по Гринвичу, и взвалив на себя рюкзак и сумку с сувенирами (которые почему-то не понравились таможенникам – меня впервые в жизни попотрошили в Хитроу), я вывалился, пыльный и загоревший, к встречающим меня жене и дочери. Дочь меня сразу не узнала :)

Ну и обещанная карта маршрута :)

 

Пишет ТигроРыб ([info]tigerfish)
@ 2005-12-29 21:42:00
 

 

 

 

 
Обновлено: 19 Январь 2006

 
На форуме говорят
Сейчас на форуме:7
зарегистрированных - 7
скрытых - 0
гостей - 0
Новости Таиланда

Правила \ Правообладателям

Все тексты, изображения, аудио и видео опубликованные на данном сайте и его сабдоменах являются собственностью их создателей. Любое копирование, использование, хранение и репродукция запрещены. Администрация сайта может не разделять точку зрения авторов статей.

Ivan-Susanin.com © 2020 г.
Все права защищены.

Реклама на сайте Пресса и медиа

Тайланд

Отзывы о Таиланде

Фотографии Тайланда

Цены

Форум Таиланд

Прогноз погоды

Где купить?

Здесь находится аттестат на   шего WM идентификатора 000000000000
Проверить аттестат

Мы в:

оплата   кредитными картами